История бильярдного стола
В этой статье мы попробуем проследить историю бильярдного стола и выяснить,как изменения бильярдного инвентаря видоизменяли игру.
В 4-й главе «Евгения Онегина» Пушкин описывает будни своего заглавного персонажа:
«Он на бильярде в два шара
Играет с самого утра».
Немного скользим по строкам и узнаем,что Онегин был «тупым кием вооруженный». Однако о киях, тупых и острых, поговорим немного позже.
Самое начало
С появлением арки игра стала сложнее и интереснее. Попасть в нее заметно труднее, чем по столбику. Необходимо точнее целиться и рассчитать силу удара. Кроме того, угодить в столбик можно практически из любой позиции, чего не скажешь об арке. В последнем случае, необходим подходящий угол для удара.
Эти особенности мишеней обусловили главные направления развития тактики и техники бильярда. Чтобы попасть в столбик, игроку был необходим хороший прицел и ровный удар. Попадание в арку заставляло искать удобную позицию для удара, постоянно контролировать свой шар.Прицеливаться нужно в воображаемую точку, находящуюся внутри арки. Появляется необходимость рассчитывать силу, или, выражаясь профессиональным языком, размер удара.
Створ арки не должен был быть слишком крупным по ширине, дабы сложность попадания в арку и столбик была примерно равной. О пропорциях арки и столбика в те времена повествуют старинные иллюстрации. Размер столбика составлял, как правило, до половины диаметра шара.Размер арки – около двух его диаметров.
И все же, с современной точки зрения игра оставалась весьма незатейливой.
В те времена не требовалось соприкосновение своего шара с шаром противника. Ход автоматически переходил к сопернику независимо от результативности удара. Биты тоже использовались довольно простые, не чета современному кию. Задать битку вращение в сторону не представлялось возможным. Но уже присутствовали такие элементы как точное прицеливание, необходимость рассчитывать силу производимогоудара, стимулы к созданию положений, неблагоприятных для противника. Все это роднит бильярд тех далеких времен с современной игрой.
Появление луз. «La guerre», пул
Появились лузы – отверстия в столе возле бортов, оснащенные мешками-сетками. Само слово произошло от французского «blouse» - блузка. Результатом нововведений стало расширение тактических возможностей игроков и динамичность действа. Очевидно, свою роль здесь сыграло увеличение числа участников игры. Им не приходилось подолгу скучать в ожидании своего хода.
Кроме несомненных преимуществ, лузы таили в себе и существенный минус. Борта в те времена еще не обрели свою нынешнюю упругость. Поэтому шары, двигаясь вдоль борта, они очень часто оказывались в лузах.
Побороть эту несправедливость удалось благодаря вырезанию луз непосредственно в самих бортах. Появляются и стенки, которые в народе прозвали щеками, скулами или губами. Стенки устанавливают объем створа лузы, приблизительно равный размерам арки. Необходимость в арках теперь отпала.Сыграв свою роль, арки постепенно покидают авансцену.
Следует отметить, что тактико-техническое богатство игры нисколько не пострадало. Лузы наряду с дополнительными шарами благополучно переняли роль своих предшественников – столбиков и арок.
Важные изменения «пережила» бита. Ее толстая часть плохо подходила для ударов у борта. Поэтому в таких случаях применялся тонкий конец, который называли «хвост». Или, по-французски - «queue». Отсюда произошло английское «cue» (произносится как «кью»). После незначительной трансформации появился привычный для нас «кий».
Игроки по достоинству оценили все плюсы точного прицела и стабильного удара, которые дал модифицированный кий. Участие в процессе обеих рук давало, куда большие возможности, чем «однорукая» атака изжившей себя биты. Со временем кий естественным образом практически полностью вытеснил биты. Последние, впрочем, вплоть до ХХ века применялись в качестве удлиненного «мазика».
Целью игры стало забивание («убивание»)шара противника в лузу ударом собственного шара. В то время игра носила название «La guerre» (в переводе с французского «война»). Попадание собственного битка расценивалось как неудача, своеобразное «самоубийство». Существовала и обратная версия, при которой сыгрывать нужно было свои шары. Здесь нетрудно проследить аналогию с поддавками в шахматах и картах. Однако бильярдные поддавки не были слишком популярны. Видимо, виной тому причины психологического характера. В любом случае, этот вариант игры не подвергался тщательному изучению.
Если играли на деньги, игроки вносили определенную денежную сумму в общий банк(по-английски «pool»), который доставался победителю. Игру по таким правилам называли «пул».
Новый кий – новые возможности
Начало XIX века ознаменовалось появлением новых киев, позволявших задать шару практически любое вращение. Огромную лепту в развитие крученых ударов внес француз Франсуа Миньо.В 1827 году была написана тематическая книга «The noble game of billiards». В этом произведении автор детально анализировал крученые удары. Книга была издана во многих странах Европы. Этому же вопросу Франсуа Миньо посветил и множество своих публичных выступлений.
Итак, усовершенствованный кий позволил мастеровитым игрокам сообщать шару произвольное вращение. Бильярд получил новый виток развития. Появились предпосылки для возникновения новых его трактовок.
Ничейный шар
Итак, на игровом столе присутствовали три шара: по одному у каждого из участников плюс один ничейный шар, благодаря которому делали карамболи. В зачет шло и сыгрывание «вражеского» шара в лузу, и карамболи без привлечения битка противника.
В дальнейшем появилась и такая вариация,при которой сыгрывать можно было не только биток соперника, но также красный шар и собственный биток. На пик популярности такая игра вышла во второй половине XIX века. Отсюда ее название - «English billiards» или «cannon».
Возможность более качественного управления битком предопределила еще один очень важный вектор развития игры.Теперь стало возможным управлять «выходами» под следующий удар. В этом контексте логичным стало появление «серийной» игры. Иными словами,результативный удар предоставлял участнику право сделать следующий ход. В дальнейшем прогрессивное правило перекочевало и в карамболь.
Безлузные столы. Карамболь
В середине XIX столетия конструкция бильярдного стола была усовершенствована за счет резинового профиля.Теперь отскок получался значительно более стабильным, а создавать карамболи стало легче. Столы для карамболей теперь делали без луз. По аналогии с названием игры, столы также стали называть «Карамболем». Задача игроков свелась к искусству управлять собственным битком.
Параметры столов и шаров претерпели некоторые изменения. Первые уменьшились, вторые, напротив, увеличились. За счет этого существенно упростилось создание карамболей. Классическая версия карамболя перестала удовлетворять потребностям возросшему техническому арсеналу игроков. Как следствие, правила усложняются, появляются новые разновидности карамболя. В частности, зарождается так называемый «трехбортный карамболь», при котором биток должен соприкоснуться как минимум с тремя бортами. Но и в этой игре мастеровитые игроки преуспели, достигнув огромных высот.
Новой интересной формой стал «Артистический карамболь», в котором игроки демонстрируют самые замысловатые удары из сложных положений.
Карамболь, однако, не лишен слабых мест.Тактический аспект в нем заметно проигрывает классическим версиям, в которых присутствуют лузы.
Дальнейшее развитие лузного бильярда
Иными путями пошел бильярд, в котором сохранялись лузы. В классическом бильярде с лузами мишенью выступает не шар, атак называемая зона выхода, то есть определенная сфера стола. Учитывая множественность луз, зачастую присутствует сразу несколько зон выхода,обеспечивающие возможность сыграть биток противника в разные лузы. Учитывая большое количество битков соперника, выходит, что сделать выход в одну из таких зон существенно легче, чем сыграть биток противника. Очевидна необходимость усложнить задачу. На этом фоне в игре появляются новые шары, не относящиеся ник одному из соперников. Иными словами, появились варианты игры для двоих игроков при большем числе шаров.
Поводя итоги данного этапа эволюции,отмечаем такие изменения в бильярде с лузами.
-
На смену игре с несколькими участниками и таким же количеством битков пришла игра на двоих, в которой помимо двух битков присутствуют и ничейные шары. Они отличались по цвету или по номеру.
-
Автоматический переход хода(когда результат хода значения не имеет) сменился серийностью, при которой результативный удар дает право следующего удара.
-
Как следствие,целесообразным стал выход под новый удар.
Piramid-pool
Вначале шары выстраивались треугольником. Его вершина приходилась на третью точку стола. Игра заканчивалась сыгрыванием в лузу последнего шара. А вот сыгрывание битка было «вне закона». За это полагался штраф. Последовательность сыгрывания шаров значения не имела. Особого мастерства в контроле над собственным шаром тут не требовалось. Зон выхода было множество. Для этой игры использовался новый принцип ставок - «shell out», что на английском означает «раскошеливайся». Ставки перед игрой (как это было принято в Пуле) не делались. Любой результативный, или, напротив, штрафной удар подлежал незамедлительной уплате.
Блэкпул
Снукер
Сукно для снукерного стола имеет интересную особенность: оно делается из 100% шерсти и имеет ворс. Причем ворс направлен в определенную сторону. Это усложняет игру,потому как при ударе необходимо учитывать направление шара относительно ворса.
Снукер потребовал недюжинного мастерства. Приведем лишь один красноречивый факт: первый случай достижения максимальной серии имел место спустя столетие после появления игры.Вершина покорилась Джо Дэвису в 1955-м году.
Снукеру удалось выйти на профессиональный уровень, завоевав симпатии многих миллионов зрителей на всей планете. В интересах телевидения в тестовом режиме сегодня пробуют сократить число шаров красного цвета.
США
Поменьше,да попроще
В 1948 году производителями инвентаря для бильярда был создан Бильярдный Конгресс Америки(Billiard Congress of America) – первая организация, призванная отстаивать интересы бильярда на национальном уровне.
Бильярд в России
Русская «Пятишаровая»
В некоторых аспектах россияне даже опередили европейских коллег по цеху. Например, кожаная наклейка, благодаря которой существенно увеличились ресурсы управления битком,была заимствована европейцами именно из России. Русская «Пятишаровая» появилась на несколько десятилетий раньше, чем первые упоминания о Блэкпуле.Согласно правилам Пятишаровой, в игре участвовали два шара белого цвета и три разноцветных шара. Последние устанавливались по центру бильярдного стола и также возвращались на исходные позиции после того как были сыграны. Справедливо отмечается, что русская пятишаровая значительно ближе к снукеру, нежели блэкпул.
В пятишаровой уже тогда учитывались карамболи,чего не было в блэкпуле. Важным отличием от классического карамболя следует признать использование сразу нескольких доступных шаров в качестве цели (мишени).Поэтому присутствовало логичное ограничение: два к ряду карамболя влекли за собой переход хода сопернику. Здесь обнаруживается большая склонность наших игроков именно к кладке, а не созданию карамболей. Несколько позже игра эволюционировала в «5 шаров с карамболями». В этой вариации карамболи засчитывались только если сыгран прицельный шар.
Пирамидка
Кроме того,в эпоху Екатерины Великой в ходу была игра шарами, за каждым из которых был закреплен определенный номер. По всей видимости, она также была позаимствована европейцами, превратившись там в игру «Piramida». Первые упоминания о ней относятся к началу XIXстолетия. В 30-х годах XIX столетия в ряде источников упоминается игра под названием «Пирамидка». Она велась белым битком и пятнадцатью пронумерованными шарами. В соответствии с указанными номерами начислялись очки.В результате игрок стремились сделать выход под наиболее «дорогие» шары.Последний из сыгранных шаров обеспечивал удачливому игроку серьезный бонус –ему начислялось 10 дополнительных очко. За счет этого тактика игры в условиях небольшого числа шаров на игровом столе заметно обогатилась. С этими преобразованиями связывается возникновения «Малой русской пирамиды 71 очко». К этому стоит добавить, что единых требований к инвентарю для бильярда в России в тот период не существовало. Так что диаметр пирамидок уступал по размерам шарам«пятишаровой».
Введение единого стандарта инвентаря
Лучшие наши мастера предпочитали точную кладку. Помимо крупных бильярдных столов, развитию соответствующих навыков способствовали большие шары при строгих лузах. В 1850-м году А. Фрейберг предложил единый стандарт для инвентаря Русского бильярда с лузами. Он предполагал более крупные (по сравнению с европейскими) размеры шаров. Диаметр уступал створу луз всего на семь процентов. Дабы предотвратить частое застревание в лузах, устья укоротили, как и радиусы закругления щек. Данный стандарт встретил поддержку ведущих производителей.
Внедрение бильярдных столов, созданных по новому стандарту, привело к постепенному отмиранию пяти шаров с карамболями. Объясняется это тем, что строгие лузы заметно ограничивают свободу карамболяжа.
Тем не менее, на десятифутовых столах, созданных по новому стандарту (лузы также были строгими), создание карамболей не составляло столь серьезных трудностей. В Финляндии данный вариант игры еще долго сохранял популярность. Правда, имел место «ребрэндинг». Финны называли игру «Кайза», или «Каролина».Последнее название тождественно наименованию желтого шара, который устанавливается по центру стола.
В остальных регионах Российской Империи популярность все большую популярность набирала «Малаярусская пирамида 71 очко». Она позволяла игрокам показывать все грани мастерства в управлении и контроле над обоими шарами. Важнейшей задачей игроков было обеспечение правильного выхода под «дорогой» шар, то есть шар с крупным номером, отыгрывая при этом биток за «мажущий» шар.
Теория бильярдной игры Лемана
В 1885 году увидела свет книга А. И. Лемана «Теория бильярдной игры». Ее значение для отечественного бильярда сложно переоценить. По общему мнению, это лучшее произведение, посвященное русскому бильярду всех времен. Книга содержит подробный анализ ударов,интересные этюды, самые различные технические элементы. Не остались в стороне и проблемы психологии. Мы настоятельно рекомендуем начинающим и опытным игрокам обратиться к этой книге, если Ваше знакомство с ней еще не состоялось.
Застой
20-й век, к сожалению,ознаменовался длительным застоем отечественного бильярда. Революция 1917-года, гражданская война, две мировые войны стали причинами практически полного забвения Русского бильярда. Достаточно сказать, что по состоянию на момент окончания Второй Мировой Войны в Советском Союзе не функционировал ни один завод (фабрика) который занимался бы выпуском качественных бильярдных столешниц.
Значительно поредели ряды любителей бильярда, большую часть которых ранее составляли офицеры, купечество и интеллигенция. Оставшийся с дореволюционных времен инвентарь пошел в простой народ. Бильярд в России пошел по пути упрощения. В «Русскую пирамиду» теперь играли не на очки (согласно ценности шаров), а по количеству шаров(«Шведка»). Затем появился вариант без битка, где можно играть каждый из шаров – «Американка». В этой игре фактически не применяется отыгрыш. В ситуации, когда играть можно любой шар, затруднить ход противника едва ли представляется возможным. Да и в «Шведке» выход битка оказался очень упрощенным – выходить можно под каждый из шаров. Поскольку «Американка» не предполагает визуальной разницы между битком и прицельным шаром, правила вскоре допустили сыгрывание собственного шара. Удар признавался результативным, и засчитываться на общих основаниях. В результате появляются 2 различных свойства Русского бильярда, метко названные «Свояком» и «дураком». На русском бильярде задача участников «Американки» состояла лишь в необходимости контролировать один шар во время исполнения удара.
Чтобы выиграть теперь требовалось отыграть только восемь шаров из шестнадцати. Технически игра, где нет битка, прямо скажем, незамысловата. В ней практически отсутствуют по-настоящему трудные удары. В целом, специалисты сходятся во мнение, что «Американка» засвидетельствовала очевидный застой Русского бильярда. С другой стороны, отмечается и некоторая положительная роль в открывшейся возможности сыгрывать свой шар. Таким способом развивалось умение кладки при строгих лузах, составляющее одну из идейных основ Русского Бильярда. Появляются любопытные технические приемы. В частности, речь идет об «оттяжке к себе», а также «французом по борту» и др.
На протяжении длительного периода в СССР конкурировали изощренная «Пирамида 71 очко», пришедшая из дореволюционных времен, и веселая «Американка. На стыке этих двух направлений родилась «Московская». В столице России эта игра известна под названием «Сибирская».
Ее тактические ресурсы куда более серьезны, нежели в «Американке». Прежде всего, за счет возможности отыгрываться, создавая трудности для игры противника. Однако «Московская» значительно проще «Пирамиды 71 очко». Практически вся тактика «Московской» может строиться на кладке битка благодаря удару с рук.
Мастеровитыми игроками был разработан такой интересный прием как «скатка битка». Суть его заключена в сыгрывании битка на нищенском ударе (такой удар называют также «тихим»), задавая битку явное боковое вращение. Биток практически гарантировано достигает цели, а в случае промаха не убегает слишком далеко. Контроль над шаром противника в данном случае уходит на второй план.
Следует заметить, что для немногочисленных мастеровитых игроков послевоенного времени «Московская» часто становилась источником средств существования. Элемент случайности здесь не был столь велик, как в «Американке». Так что мастера бильярда, коих было не так много, успешно могли зарабатывать таким способом хлеб насущный.
Подобное положение вещей не слишком благоприятно сказывалось на образе сильных бильярдистов. Они нередко воспринимались как «каталы», наживающиеся на доверчивом люде.
Новый Русский бильярд
Бурные 80-е годы XX века ознаменовали новую эру истории отечественного бильярда. Теперь, когда все было можно, новую жизнь получил и бильярд. Прежде всего, возродилось производство. Поначалу в ход пошли б/у столы для снукера, которые адаптировали под Русский бильярд. Постепенно наши производители освоили самостоятельное производство качественных бильярдных столов. При этом использовались по большей части зарубежные материалы. Например, сукно использовали бельгийское, плиты для столешниц преимущественно итальянского происхождения, а профили - немецкого.
Отметим, что стандарт Фрейберга уже не выдерживался в полной мере. Сказывалось отсутствие прямого преемства новой эпохи с дореволюционным периодом. В изготовлении столов для бильярда теперь применялся карамбольный профиль U-118, отличающийся мягкостью и упругостью. Немного уменьшились и шары – 68 мм по сравнению с 70 мм шарами стандарта Фрейберга. Форма луз также изменилась.
Логичным следствием роста производства стало увеличение количества бильярдных клубов и других заведений, где обустраивали помещения под бильярд. Популярность бильярда стремительно росла на всей территории Советского Союза. Началось формирование различных организаций, связанных с бильярдом. Постепенно появляются Федерации бильярдного спорта. В России она появилась в 1989-м году. Годом позже аналогичная федерация была создана и на Украине. В 1992-м году федерация бильярда появляется в уже независимом Казахстане.
Изменилось и отношение людей к игре на бильярде. Теперь он воспринимался как аристократичный отдых достойных и обеспеченных людей. Бильярд почитался в кругу легендарных «новых русских», что также позитивно сказалось на объемах производства инвентаря для бильярда. На стыке тысячелетий были учреждены МКП и ЕКП - международные сообщества Русского бильярда. Они преимущественно охватили территории бывшего СССР. Был официально утвержден стандарт бильярдного оборудования.
Русский бильярд третьего тысячелетия
2000-ые годы отметились еще большим успехом Русского бильярда в республиках бывшего СССР. Росло количество клубов. К освоению его тонкостей с энтузиазмом приступили люди всех поколений, «не исключая младших классов». В этом состоит немалая заслуга федераций бильярда. Активно проводятся международные представительные соревнования, в том числе чемпионаты Европы и мира. Бильярд понемногу начал завоевывать и телевизионное пространство.
За бильярд активно взялись дети, так что игра основательно помолодела. Титул чемпиона мира не раз добывали спортсмены в возрасте 14-15 лет.
Специалисты отмечают и негативные тенденции современного русского бильярда.
Во-первых, отмечается негативная роль отклонения от стандартов Фрейнберга. В настоящее время побороть строгость луз можно не только за счет точности, но и за счет силы удара. Таким образом появляются стимулы к мощным ударам. Вряд ли это отвечает фундаментальным основам Русского бильярда.
Кроме того, спортивные версии приближены к «Американке» или же «Московской», пусть обе версии и подверглись некоторой модификации. Произошедшие изменения в названиях и правилах связаны, прежде всего, с необходимостью гармонизации отечественного бильярда со стандартами международных организаций. Тем не менее, «Американка» остается тактически слишком простой игрой. Да и с технической точки зрения она несложная. Поэтому фактор везения недопустимо велик. Яркие примеры: случайное попадание шара, или его застревание.
Интересный факт: Выражение «без дураков» пришло к нам именно из бильярда. «Дурак» - шар, случайно угодивший в лузу.
Московская», выгодно отличаясь от «Американки», тоже не слишком разнообразна в техническом и тактическом аспектах. Сказывается коммерческая подоплека этой версии игры. Кроме того, затяжная и монотонная игра на нищих ударах не позволяет игрокам применить богатый запас приемов. Низкая динамика не лучшим образом отражается на зрительском интересе.
Трудно не согласиться с утверждением Виталия Архипова о том, что в современном Русском бильярде нет игры достаточно зрелищной и динамичной, по-настоящему интересной зрителю.
Кроме того, на лицо конфликт предпринимательских интересов с интересами творческими и спортивными. Таковы уж объективные закономерности развития рыночной экономики.
Пути развития Русского бильярда
Еще несколько лет назад специалисты справедливо отмечали тенденцию к торможению роста количественных показателей развития Русского бильярда, необходимость переключиться на качественные преобразования. К сожалению, спортивный Русский бильярд до сих пор не стал эффективным медиапроектом. А ведь примеры снукера и трехбортного карамболя не могут не вдохновлять! Опыт западных коллег в этом плане достоин тщательного изучения и заимствования.
Русский бильярд отнюдь не исчерпал себя. Увлеченность бильярдом широкого круга любителей позволяет надеяться на появление новых, более разнообразных и интересных игр. С надеждой ожидаем плеяду молодых талантливых мастеров, способных показать всю красоту Русского бильярда.